|
Еженедельник "Москвичка". 01.12.2008. Статья "Сказка в фарфоре"
Аста Бржезицкая (1912-2004) давно уже - признанный классик жанра. Выпускница Суриковского института (отделение скульптуры, класс А. Т. Матвеева),
она в 1944 году по заказу наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова выполняет на Ду-левском фарфоровом заводе дипломную работу - скульптурный портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова. С тех пор ее жизнь навсегда оказалась связана с этим знаменитым художественным промыслом.
Все работы скульптора (а их свыше 500!) можно разделить на несколько групп. Это портреты великих людей - Петра I, Пушкина, Шота Руставели, Ломоносова, Гоголя, Лермонтова. Великолепны в ее исполнении образы героев литературных произведений - бажовская "Хозяйка Медной горы",
чеховские "Каштанка", "Дама с собачкой", "Человек в футляре", "Ионыч", пушкинские "Руслан и Людмила", "Пиковая дама", "Евгений Онегин", шекспировский "Гамлет", "Три мушкетера" Ал. Дюма, "Принцесса на горошине", "Снежная королева" Г.-Х. Андерсена, "Тартарен из Тараскона" Альфонса Доде,
"Гулливер у лилипутов" Джонатана Свифта и другие. Особое место в творчестве Бржезицкой занимают театр и эстрада. Многофигурная вахтанговская "Принцесса Турандот", мхатовские "Милый лжец" с А. Степановой и А. Кторовым и "Тартюф" с А. Вертинской, А. Калягиным, Ю. Богатыревым, А. Степановой,
Н. Гуляевой, Е. Королевой, С. Любшиным; "Женитьба Фигаро" и "Ревизор" в Театре сатиры с А. Мироновым, А. Папановым, В. Васильевой, Т. Васильевой; "Рюи Блаз" в Малом театре с М. Царевым в роли Дона Сезара де Базана, "Ромео и Джульетта" в Большом с Г. Улановой и Ю. Ждановым; "Король Лир" в ГОСЕТе с С. Михоэлсом и В. Зускиным;
"Мужчина и женщины" в Театре двух актеров М. Мироновой и А. Менакера; "Мадригал" и другие композиции. А сколько озорства и выдумки явила она в цирковой сюите! Все ее герои - не просто животные, выступающие в манеже, но безусловно басенные персонажи, наделенные человеческими чертами характера и чувством юмора.
Впрочем, юмором Бржезицкая наделяет и всех персонажей восточного календаря, отчего у коровы отрастают крылья, мартышка в цилиндре катит футбольный мяч, а у крысы на голове появляется панамка. Скульптор и не думает скрывать своей влюбленности в них. И в жизни она опекала не только собственных собак, но и всех бездомных животных, которые сбегались к ней на кормление к определенному часу, как на работу.
Книга издана с такой любовью и уважением к ее героине, о которой можно лишь мечтать. И поэтому я хочу поблагодарить авторов идеи Н. и В. Гинзбургов и составителей И. и С. Насоновых. Они талантливо воздали должное яркому, доброму, достойному человеку, о котором не стоит забывать. Борис ПОЮРОВСКИЙ
|